1

Пол­ная функ­ция управ­ле­ния в здра­во­охра­не­нии?

Этот вопрос закрыт
Автор вопроса: Восток7
11 лет 5 месяцев
Спрятать статью

По су­ще­ству во­про­са:

1. Жизнь есть Бог и со­тво­рён­ное Богом Ми­ро­зда­ние, пред­став­ля­ю­щее собой живой ор­га­низм. Жизнь в своих выс­ших про­яв­ле­ни­ях ра­зум­на, несёт в себе объ­ек­тив­ный смысл.

2. Че­ло­ве­че­ство - часть био­сфе­ры, ре­гу­ли­ру­е­мая объ­ек­тив­ны­ми меж­ви­до­вы­ми, ви­до­вы­ми, но­осфер­ны­ми (нрав­ствен­но-эти­че­ски­ми), со­ци­о­куль­тур­ны­ми за­ко­но­мер­но­стя­ми в пре­де­лах био­сфе­ры.

3. Бо­лезнь — жизнь, форма при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­ма к усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния.

4. До смены со­от­но­ше­ния эта­лон­ных ча­стот био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го вре­ме­ни за­бо­ле­ва­е­мость и смерт­ность на­се­ле­ния пре­иму­ще­ствен­но были обу­слов­ле­ны меж­ви­до­вы­ми и ви­до­вы­ми за­ко­но­мер­но­стя­ми ре­гу­ля­ции био­сфе­ры, после смены от­но­ше­ния ча­стот от­ме­ча­ет­ся уси­ле­ние вли­я­ния но­осфер­ных и со­ци­о­куль­тур­ных.

5. Нрав­ствен­но-эти­че­ская при­чи­на бо­лез­ней Че­ло­ве­ка — укло­не­ние от пра­вед­но­сти (нрав­ствен­но­сти свой­ствен­ной Все­выш­не­му).

Таб­ли­ца 1. Пол­ная функ­ция управ­ле­ния в здра­во­охра­не­нии в об­ще­стве с экс­плу­а­та­ци­ей че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком и в об­ще­стве без экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком.
  Здра­во­охра­не­ние об­ществ с экс­плу­а­та­ци­ей че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком Здра­во­охра­не­ние об­ще­ства без экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком
1. Опо­зна­ва­ние фак­то­ра среды, с ко­то­рым стал­ки­ва­ет­ся ин­тел­лект, во всем мно­го­об­ра­зии про­цес­сов Ми­ро­зда­ния. Бо­лезнь — на­ру­ше­ние нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти, ра­бо­то­спо­соб­но­сти, со­ци­аль­но по­лез­ной де­я­тель­но­сти, про­дол­жи­тель­но­сти жизни ор­га­низ­ма и его спо­соб­но­сти адап­ти­ро­вать­ся к по­сто­ян­но из­ме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям внеш­ней и внут­рен­ней сред при од­но­вре­мен­ной ак­ти­ви­за­ции за­щит­но-ком­пен­са­тор­но-при­спо­со­би­тель­ных ре­ак­ций и ме­ха­низ­мов, воз­ни­ка­ю­щие в ответ на дей­ствие па­то­ген­ных фак­то­ров. Бо­лезнь — жизнь, форма при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­ма к усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния
2. Фор­ми­ро­ва­ние сте­рео­ти­па рас­по­зна­ва­ния фак­то­ра на бу­ду­щее. Сте­рео­ти­пы рас­по­зна­ва­ния бо­лез­ней на ос­но­ве се­ми­о­ти­ки про­пе­дев­ти­ки Сте­рео­ти­пы рас­по­зна­ва­ния бо­лез­ней на ос­но­ве се­ми­о­ти­ки про­пе­дев­ти­ки
3. Фор­ми­ро­ва­ние век­то­ра целей управ­ле­ния в от­но­ше­нии дан­но­го фак­то­ра и вне­се­ние этого век­то­ра целей в общий век­тор целей сво­е­го по­ве­де­ния (са­мо­управ­ле­ния). Из­ле­че­ние бо­лез­ней Упре­жде­ние бо­лез­ней
4. Фор­ми­ро­ва­ние це­ле­вой функ­ции (кон­цеп­ции) управ­ле­ния на ос­но­ве ре­ше­ния за­да­чи об устой­чи­во­сти в смыс­ле пред­ска­зу­е­мо­сти по­ве­де­ния. Salus aegroti - suprema lex (благо боль­но­го – выс­ший закон). Salus populi - suprema lex (благо на­ро­да – выс­ший закон).
5. Ор­га­ни­за­ция це­ле­на­прав­лен­ной управ­ля­ю­щей струк­ту­ры, несу­щей це­ле­вую функ­цию управ­ле­ния. Ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся су­ще­ству­ю­щая мно­го­уров­не­вая си­сте­ма ле­чеб­но-про­фи­лак­ти­че­ских учре­жде­ний, па­рак­ли­ни­че­ских служб, фар­мин­ду­стрия и т.д. Мно­го­уров­не­вая са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ская служ­ба (но ор­га­ни­зо­ван­ная на прин­ци­пах иных, от­лич­ных от рос­здрав­над­зо­ра).
6. Кон­троль (на­блю­де­ние) за де­я­тель­но­стью струк­ту­ры в про­цес­се управ­ле­ния, осу­ществ­ля­е­мо­го ею. Ко­ми­те­ты здра­во­охра­не­ния всех уров­ней ор­га­ни­за­ции т.п. Ко­ми­те­ты здра­во­охра­не­ния всех уров­ней ор­га­ни­за­ции т.п.
7. Её лик­ви­да­ция в слу­чае нена­доб­но­сти или под­дер­жа­ние в ра­бо­то­спо­соб­ном со­сто­я­нии до сле­ду­ю­ще­го ис­поль­зо­ва­ния. Её лик­ви­да­ция в слу­чае нена­доб­но­сти или под­дер­жа­ние в ра­бо­то­спо­соб­ном со­сто­я­нии до сле­ду­ю­ще­го ис­поль­зо­ва­ния. Её лик­ви­да­ция в слу­чае нена­доб­но­сти или под­дер­жа­ние в ра­бо­то­спо­соб­ном со­сто­я­нии до сле­ду­ю­ще­го ис­поль­зо­ва­ния.

Ниже сле­ду­ю­щий текст - до­пол­не­ние к выше ска­зан­но­му.

Тер­ми­но­ло­гия

Здра­во­охра­не­ние – си­сте­ма ор­га­ни­за­ци­он­ных, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских и ме­ди­цин­ских ме­ро­при­я­тий, на­прав­лен­ных на со­хра­не­ние и по­вы­ше­ние уров­ня здо­ро­вья на­се­ле­ния.

Охра­на здо­ро­вья граж­дан в Рос­сии – со­во­куп­ность мер по­ли­ти­че­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го, пра­во­во­го, со­ци­аль­но­го, куль­тур­но­го, на­уч­но­го, ме­ди­цин­ско­го, са­ни­тар­но-ги­ги­е­ни­че­ско­го и про­ти­во­эпи­де­ми­че­ско­го ха­рак­те­ра, на­прав­лен­ных на со­хра­не­ние и укреп­ле­ние фи­зи­че­ско­го и пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья каж­до­го че­ло­ве­ка, под­дер­жа­ние его дол­го­лет­ней ак­тив­ной жизни, предо­став­ле­ние ему ме­ди­цин­ской по­мо­щи в слу­чае утра­ты здо­ро­вья.

Здо­ро­вье — со­сто­я­ние пол­но­го фи­зи­че­ско­го, ду­шев­но­го и со­ци­аль­но­го бла­го­по­лу­чия, а не толь­ко от­сут­ствие бо­лез­ней и фи­зи­че­ских де­фек­тов.

Ме­ди­ци­на

  1. Наука и прак­ти­ка рас­по­зна­ва­ния, ле­че­ния бо­лез­ней, их про­фи­лак­ти­ки и вос­ста­нов­ле­ния утра­чен­но­го здо­ро­вья – ре­а­би­ли­та­ции;
  2. Одна из древ­ней­ших наук, име­ю­щая целью ле­че­ние и пре­ду­пре­жде­ние бо­лез­ней че­ло­ве­ка.

Бо­лезнь

  1. Общее или ча­стич­ное огра­ни­че­ние жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма, обу­слов­лен­ное сры­вом ком­пен­са­тор­но-при­спо­со­би­тель­ных ме­ха­низ­мов под воз­дей­стви­ем внеш­них и внут­рен­них фак­то­ров и ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся стес­не­ни­ем сво­бо­ды де­я­тель­но­сти.
  2. На­ру­ше­ние нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти, ра­бо­то­спо­соб­но­сти, со­ци­аль­но по­лез­ной де­я­тель­но­сти, про­дол­жи­тель­но­сти жизни ор­га­низ­ма и его спо­соб­но­сти адап­ти­ро­вать­ся к по­сто­ян­но из­ме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям внеш­ней и внут­рен­ней сред при од­но­вре­мен­ной ак­ти­ви­за­ции за­щит­но-ком­пен­са­тор­но-при­спо­со­би­тель­ных ре­ак­ций и ме­ха­низ­мов, воз­ни­ка­ю­щие в ответ на дей­ствие па­то­ген­ных фак­то­ров.
  3. Жизнь, форма при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­ма к усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния.

Неко­то­рые све­де­ния из сво­бод­ной пе­ча­ти

С одной сто­ро­ны из года в год на­рас­та­ет недо­воль­ство ра­бо­той здра­во­охра­не­ния у на­се­ле­ния. В 2006 году по дан­ным Все­рос­сий­ско­го цен­тра изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния по­ло­жи­тель­но си­ту­а­цию в рос­сий­ском здра­во­охра­не­нии оце­ни­ва­ют всего 30% граж­дан стра­ны, от­ри­ца­тель­но вдвое боль­ше (62%). По дан­ным «Росгос­стра­ха» ка­че­ством ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния до­воль­ны всё мень­ше рос­си­ян, опро­сив 11000 ре­спон­ден­тов в 36 круп­ней­ших го­ро­дах стра­ны. Если в про­шлом году (2011- прим. наше) удо­вле­тво­ре­ны ме­доб­слу­жи­ва­ни­ем были 43% ре­спон­ден­тов, то в ны­неш­нем (2012- прим. наше) – лишь треть (34%). Треть (33%) ре­спон­ден­тов «Росгос­стра­ха» се­ту­ют, что в их го­ро­де не хва­та­ет по­ли­кли­ник ши­ро­ко­го про­фи­ля, 30% жа­лу­ют­ся на от­сут­ствие ди­а­гно­сти­че­ских цен­тров, 22% - спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ме­ди­цин­ских кли­ник .

С дру­гой сто­ро­ны само ме­ди­цин­ское со­об­ще­ство со­тря­са­ют кор­руп­ци­он­ные скан­да­лы в круп­ней­ших кли­ни­че­ских и на­уч­ных ме­ди­цин­ских цен­трах стра­ны. С тре­тьей сто­ро­ны низ­кий уро­вень опла­ты труда и тя­жё­лые усло­вия ра­бо­ты тол­ка­ют ря­до­вых ме­ди­цин­ских со­труд­ни­ков на край­ние меры про­яв­ле­ния несо­гла­сия.

Из ис­то­рии во­про­са

Ме­ди­цин­ская де­я­тель­ность – ро­вес­ни­ца пер­во­го че­ло­ве­ка… было бы неспра­вед­ли­во счи­тать ис­то­рию ме­ди­ци­ны с пись­мен­но­го её пе­ри­о­да. Ко­лы­бе­лью со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции яв­лял­ся Древ­ний Еги­пет вре­мён фа­ра­о­нов, в ко­то­ром была сфор­ми­ро­ва­на ци­ви­ли­за­ци­он­ная си­сте­ма управ­ле­ния об­ще­ством и со­зда­на уни­каль­ная ар­хи­тек­ту­ра го­су­дар­ствен­но­сти.

Выс­шее жре­че­ство Егип­та было пред­став­ле­но двумя груп­па­ми по 10 че­ло­век во главе с вер­хов­ным 11 жре­цом в каж­дой груп­пе. Одна груп­па на­зы­ва­лась «де­сят­ка се­ве­ра», дру­гая – «де­сят­ка юга». Выс­шее жре­че­ство в целом име­но­ва­лась «иеро­фан­ты». Смысл этого на­зва­ния – чи­та­ю­щие судь­бу или зна­ю­щие бу­ду­щее. Две груп­пы иеро­фан­тов несли на себе функ­ции: вы­яв­ле­ния про­блем, це­ле­по­ла­га­ния в от­но­ше­нии их ре­ше­ния и пред­ска­за­ние бу­ду­ще­го. Им был под­чи­нен «Дом жизни» - выс­шее на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ское учре­жде­ние стра­ны, по пер­во­му тре­бо­ва­нию ко­то­ро­го из лю­бо­го рай­о­на Егип­та до­став­ля­лось всё необ­хо­ди­мое, и вы­пол­ня­лись любые ра­бо­ты в пре­де­лах эко­но­ми­че­ской воз­мож­но­сти стра­ны.

В ра­бо­вла­дель­че­ских го­су­дар­ствах на­род­ная ме­ди­ци­на про­дол­жа­ла оста­вать­ся ос­но­вой вра­че­ва­ния. В пе­ри­о­де раз­ло­же­ния пер­во­быт­но-об­щин­но­го строя и пре­вра­ще­ния его в клас­со­вое ра­бо­вла­дель­че­ское об­ще­ство функ­ции вра­че­ва­ния, ранее при­су­щие мно­гим чле­нам об­щи­ны, пре­иму­ще­ствен­но жен­щи­нам, по­сте­пен­но со­сре­до­та­чи­ва­лись в руках более уз­ко­го круга лиц, пре­жде всего ста­рей­шин и жре­цов… В те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни в ра­бо­вла­дель­че­ском пе­ри­о­де ме­ди­цин­ская де­я­тель­ность была тесно свя­за­на с ре­ли­ги­ей, куль­том, хра­ма­ми. Этот пе­ри­од в ис­то­рии ме­ди­ци­ны носит на­зва­ние жре­че­ской (хра­мо­вой) ме­ди­ци­ны… Жрецы, яв­ляв­ши­е­ся часто наи­бо­лее све­ду­щи­ми для сво­е­го вре­ме­ни лю­дь­ми, счи­та­ли себя по­сред­ни­ка­ми между лю­дь­ми и бо­га­ми, уме­ю­щи­ми с по­мо­щью мо­литв и жерт­во­при­но­ше­ний уми­ло­сти­вить богов и, сле­дуя ука­за­ни­ям богов, воз­вра­щать утра­чен­ное здо­ро­вье… Жрецы стре­ми­лись со­сре­до­то­чить в своих руках дело вра­че­ва­ния, так как это яв­ля­лось одним из средств экс­плу­а­та­ции на­ро­да и при­но­си­ло хра­мам и их слу­жи­те­лям жре­цам боль­шие до­хо­ды. В ле­че­нии жрецы ши­ро­ко при­ме­ня­ли та­ин­ствен­ные формы мо­ле­ний, жерт­во­при­но­ше­ний, со­про­вож­дав­ши­е­ся ма­ги­че­ски­ми дей­стви­я­ми, га­да­ни­я­ми, тол­ко­ва­ни­ем снов, раз­лич­но­го рода «чу­де­са­ми», «от­кро­ве­ни­я­ми» и т.п. од­на­ко все более и более за­тем­няя ис­тин­ные при­чи­ны бо­лез­ней де­мо­но­ло­ги­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми, ис­поль­зуя стрем­ле­ния боль­ных людей по­лу­чить ис­це­ле­ние, стре­мясь со­хра­нить и рас­ши­рить кли­ен­ту­ру хра­мов, на­ря­ду с ми­сти­че­ски­ми и ма­ги­че­ски­ми фор­ма­ми вра­че­ва­ния жрецы ис­поль­зо­ва­ли и эм­пи­ри­че­ски най­ден­ные ле­чеб­ные при­ё­мы и це­леб­ные сред­ства на­род­ной ме­ди­ци­ны. Бо­рясь за со­сре­до­то­че­ние в хра­мах вра­че­ва­ния и ле­чеб­ной по­мо­щи, бо­рясь и кон­ку­ри­руя с пред­ста­ви­те­ля­ми на­род­ной эм­пи­ри­че­ской ме­ди­ци­ны, жрецы мно­гое взяли из на­род­ной ме­ди­ци­ны, от­би­ра­ли из неё ле­чеб­ные сред­ства, под­ме­ча­ли раз­ли­чия между ними. На из­вест­ном этапе жрецы стали хра­ни­те­ля­ми зна­ний о при­ро­де, её на­блю­да­те­ля­ми и с по­яв­ле­ни­ем пись­мен­но­сти за­пи­са­ли на­род­ный опыт об­ла­сти вра­че­ва­ния… Для пра­виль­но­го по­ни­ма­ния про­шло­го ме­ди­ци­ны ра­бо­вла­дель­че­ско­го пе­ри­о­да нужно уметь от­де­лять объ­ек­тив­ные факты от эле­мен­тов ми­сти­ки. Одним из ис­точ­ни­ков до­хо­дов храма были при­но­ше­ния ве­ру­ю­щих. Дра­го­цен­но­сти, ста­туи и дру­гие пред­ме­ты люди при­но­си­ли в храмы, прося ис­це­лить их от бо­лез­ней и в па­мять об умер­ших. Боль­ные, на­де­ясь по­лу­чить ис­це­ле­ние, жерт­во­ва­ли изоб­ра­же­ние боль­но­го ор­га­на, глаза, уха, серд­ца, матки, ко­неч­но­сти и т.п. обы­чай при­но­ше­ния по­свя­ще­ний был осо­бен­но рас­про­стра­нён в ме­стах, из­вест­ных древни­ми куль­та­ми, хра­ма­ми, «чу­до­твор­ны­ми» ста­ту­я­ми богов. Такие места мас­со­во­го по­кло­не­ния ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись жре­ца­ми. Вб­ли­зи их обыч­но рас­по­ла­га­лись хра­мо­вые ма­стер­ские, из­го­тов­ляв­шие пред­ме­ты для по­свя­ще­ний, ко­то­рые по­ку­па­лись па­лом­ни­ка­ми.

Пе­ре­да­ча ме­ди­цин­ских зна­ний в древ­нем Егип­те была тесно свя­за­на с обу­че­ни­ем слож­но­му иеро­гли­фи­че­ско­му пись­му, ко­то­рое осу­ществ­ля­лось в спе­ци­аль­ных шко­лах пис­цов – «домах жизни» в круп­ных го­ро­дах: Ге­лио­поль, Саис и др. по­сколь­ку зна­ния но­си­ли глав­ным об­ра­зом при­клад­ной ха­рак­тер, в шко­лах обу­ча­ли ма­те­ма­ти­ке, ар­хи­тек­ту­ре, ва­я­нию, вра­че­ва­нию, аст­ро­но­мии, а также тай­нам куль­тов и об­ря­дов. Уче­ни­ки изу­ча­ли и пе­ре­пи­сы­ва­ли древ­ние па­пи­ру­сы, овла­де­ва­ли ис­кус­ством кал­ли­гра­фии и сти­ли­сти­ки, по­сти­га­ли «пра­ви­ла пре­крас­ной речи» (ора­тор­ско­го ис­кус­ства). Вме­сте с тем ме­ди­цин­ские зна­ния про­дол­жа­ли пе­ре­да­вать­ся по на­след­ству – от отца к сыну… Во вре­ме­на Ге­род­о­та в еги­пет­ские школы при­ни­ма­ли хо­ро­шо под­го­тов­лен­ных со­сто­я­тель­ных ино­зем­цев, что спо­соб­ство­ва­ло ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию ме­ди­цин­ских зна­ний древ­них егип­тян в дру­гих стра­нах древ­не­го мира. Впо­след­ствии вы­да­ю­щи­е­ся фи­ло­со­фы и пи­са­те­ли ан­тич­но­го мира от­ме­ча­ли ис­то­ри­че­ское зна­че­ние куль­ту­ры древ­не­го Егип­та для ста­нов­ле­ния древ­не­гре­че­ской куль­ту­ры… Ос­нов­ны­ми бо­га­ми-по­кро­ви­те­ля­ми вра­чей егип­тян были бог пись­ма и зна­ний Тот (ему при­пи­сы­ва­лось со­став­ле­ние самых древ­них еги­пет­ских ме­ди­цин­ских тек­стов), по­кро­ви­тель­ни­ца вра­че­ва­те­лей, бо­ги­ня войны Сах-мет, по­кро­ви­тель­ни­ца ро­же­ниц бо­ги­ня Тау­эрт. При­чи­ны бо­лез­ней древ­ние егип­тяне свя­зы­ва­ли как с есте­ствен­ны­ми яв­ле­ни­я­ми (нездо­ро­вая пища, ки­шеч­ные па­ра­зи­ты, из­ме­не­ния по­го­ды), так и со свер­хе­сте­ствен­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми (на­при­мер, все­ле­ние злого духа умер­ше­го в тело за­бо­лев­ше­го). ().

Еги­пет­ские ме­ди­цин­ские па­пи­ру­сы раз­ли­ча­ют­ся и по ха­рак­те­ру трак­тов­ки ме­ди­цин­ских ма­те­ри­а­лов, от­ра­жа­ют раз­лич­ные воз­зре­ния на бо­лезнь. Самый древ­ний па­пи­рус глав­ное вни­ма­ние уде­ля­ет эм­пи­ри­че­ским пра­ви­лам ле­че­ния, ука­за­нию ле­карств и почти не со­дер­жит ре­ли­ги­оз­ных мо­ти­вов. В более близ­ком к нам по вре­ме­ни на­пи­са­ния па­пи­рус Бруг­ша про­пи­тан ре­ли­ги­оз­ной ми­сти­кой и со­дер­жит много ука­за­ний на ма­ги­че­ские про­це­ду­ры и мо­лит­во­сло­вия. Из­вест­ный гер­ман­ский егип­то­лог Тра­пов с удив­ле­ни­ем от­ме­тил, что «ме­ди­ци­на в Егип­те с те­че­ни­ем вре­ме­ни всё более и более по­гру­жа­лось в кол­дов­ство и ми­сти­ку».

Ко­неч­но, най­дут­ся те, кто воз­ра­зит, де­скать, эти пред­став­ле­ния оста­лись в ис­то­рии, и яв­ля­ют­ся ча­стью ми­ро­во­го куль­тур­но­го на­сле­дия. Но в ав­то­ри­тет­ном за­ру­беж­ном учеб­ни­ке по па­то­ло­гии есть слова, ко­то­рые можно при­нять за при­зна­ние в при­над­леж­но­сти к «школе»: «Пред­став­ле­ния, что опре­де­лён­ные па­то­ло­ги­че­ские симп­то­мы или за­бо­ле­ва­ния «caused» (вы­зы­ва­ют­ся, воз­ни­ка­ют, учи­ня­ют­ся, раз­ви­ва­ют­ся вслед­ствие – ва­ри­ан­ты пе­ре­во­да наши) столь же древ­ние, как «за­пи­сан­ная» ис­то­рия че­ло­ве­че­ства. Для Arcadians (2500 BC) (древ­них гре­ков – наш ва­ри­ант пе­ре­во­да), если кто-то стал боль­ным, то это была соб­ствен­ная вина боль­но­го (за грехи) или эф­фек­ты внеш­них фак­то­ров, таких как непри­ят­ные за­па­хи, холод, злые духи или боги. Мы те­перь recognize (при­зна­ём, рас­по­зна­ём, осо­зна­ём, опо­зна­ём, вы­ра­жа­ем при­зна­ние – ва­ри­ан­ты пе­ре­во­да наши), что су­ще­ству­ют два боль­ших клас­са этио­ло­ги­че­ских фак­то­ров: ге­не­ти­че­ские и при­об­ре­тён­ные».

Кон­цеп­ту­аль­ная опре­де­лён­ность ме­ди­ци­ны

Ме­ди­ци­на (как одна из от­рас­лей науки) - си­сте­ма зна­ний, ме­то­дов по­зна­ния и при­клад­ных на­вы­ков, обу­слов­ле­на кон­цеп­ци­ей управ­ле­ния, под вла­стью ко­то­ро­го живёт об­ще­ство. В древ­нем Егип­те го­су­дар­ствен­ный – про­грамм­но-адап­тив­ный мо­дуль схемы управ­ле­ния пре­дик­тор-кор­рек­тор, осу­ществ­ляв­ший 5-й – 7-й этапы пол­ной функ­ции управ­ле­ния,- воз­глав­лял фа­ра­он. 1-й – 4-й этапы пол­ной функ­ции управ­ле­ния осу­ществ­ля­ли два па­рал­лель­но дей­ству­ю­щих пре­дик­то­ра – две груп­пы выс­ше­го жре­че­ства. Они при­ня­ли на себя от­вет­ствен­ность, из­бра­ли для себя ге­не­раль­ную кон­цеп­цию ор­га­ни­за­ции жизни об­ще­ства - гло­баль­ное ра­бо­вла­де­ние (экс­плу­а­та­ция че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком, бес­пре­пят­ствен­ное па­ра­зи­ти­ро­ва­ние мень­шин­ства на труде и жизни боль­шин­ства). В обя­зан­но­сти жре­че­ства вхо­ди­ло вы­яв­ле­ние фак­то­ров, ко­то­рые вы­зы­ва­ли об­ще­ствен­ную по­треб­ность в управ­ле­нии, осу­ществ­ле­ние це­ле­по­ла­га­ния в от­но­ше­нии их, вне­се­ние новых целей в век­тор целей управ­ле­ния, фор­ми­ро­ва­ние кон­цеп­ции управ­ле­ния в от­но­ше­нии об­ще­ства, внед­ре­ние кон­цеп­ции управ­ле­ния в жизнь, а также при­ня­тие на себя всего спек­тра об­рат­ных свя­зей. Од­на­ко управ­ле­ние по дан­ной кон­цеп­ции не лежит в русле Все­дер­жи­тель­но­сти и укло­не­ние людей от пра­вед­но­сти со­про­вож­да­лось из­ме­не­ни­ем мно­же­ства об­сто­я­тельств, одно из ко­то­рых - из­ме­не­ние ста­ти­сти­ки за­бо­ле­ва­е­мо­сти на­се­ле­ния (одна из ком­по­нент ин­фор­ма­ци­он­но­го по­то­ка об­рат­ных свя­зей в об­ще­стве). В связи с этим они долж­ны были вы­ра­бо­тать свое мне­ние и по этому во­про­су (дать опи­са­ние трём пер­вым эта­пам ПФУ и сфор­ми­ро­вать част­ную кон­цеп­цию управ­ле­ния). В таб­ли­це 1 в левом столб­це наше пред­по­ло­же­ние пол­ной функ­ции управ­ле­ния вы­ра­бо­тан­ной в древ­но­сти жре­че­ством в от­но­ше­нии бо­лез­ней людей в усло­ви­ях объ­ем­лю­щей кон­цеп­ции гло­баль­но­го ра­бо­вла­де­ния. Также мы пред­по­ла­га­ем, что дан­ная схема ра­бо­та­ет во всём мире до сих пор, несмот­ря на бла­гие на­ме­ре­ния или де­кла­ра­ции раз­ных ме­ди­цин­ских, об­ще­ствен­ных, го­су­дар­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, су­ще­ству­ю­щий тех­ни­че­ский про­гресс в ле­че­нии боль­шо­го спек­тра за­бо­ле­ва­ний.

2-3 этапы пол­ной функ­ции управ­ле­ния

Гип­по­крат- древ­не­гре­че­ский врач (годы жизни около 460 года до н.э., ост­ров Кос – между 377 и 356 го­да­ми до н.э. Ла­рисса), яв­ля­ет­ся одним из пер­вых, кто учил тому, что за­бо­ле­ва­ния воз­ни­ка­ют вслед­ствие при­род­ных при­чин (уче­ние о жиз­нен­ных соках –если крат­ко, то бо­лез­ни раз­ви­ва­ют­ся вслед­ствие непра­виль­но­го сме­ше­ния жиз­нен­ных соков), от­вер­гая су­ще­ство­вав­шие суе­ве­рия о вме­ша­тель­стве богов. Он вы­де­лил ме­ди­ци­ну в от­дель­ную науку, от­де­лив её от ре­ли­гии, за что и вошел в ис­то­рию как «отец ме­ди­ци­ны» (кач­нув ма­ят­ник иде­а­лизм-ма­те­ри­а­лизм в ма­те­ри­а­ли­сти­че­ском на­прав­ле­нии). Также из­вест­но, что он был потом­ствен­ным вра­чом и при­над­ле­жал к роду Ас­кле­пи­а­дов (ди­на­стия вра­чей, при­тя­зав­шей на про­ис­хож­де­ние от са­мо­го бога ме­ди­ци­ны). Гип­по­кра­тов­ский кор­пус – со­бра­ние раз­но­род­ных со­чи­не­ний, ав­тор­ство ко­то­рых при­пи­сы­ва­ет­ся Гип­по­кра­ту. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство со­чи­не­ний Кор­пу­са было со­став­ле­но между 430 и 330 го­да­ми до н.э. они были со­бра­ны в эл­ли­ни­сти­че­ское время, в се­ре­дине III века до н.э. в Алек­сан­дрии. Как и кем бы то ни было на­пи­са­но и со­став­ле­но, этот сбор­ник со­дер­жал све­де­ния об этике и деон­то­ло­гии, тео­рии ме­ди­ци­ны, про­гно­сти­ке, част­ной па­то­ло­гии и пред­став­лял кон­цен­трат при­клад­ных зна­ний и общих ме­ди­цин­ских све­де­ний, или, вы­ра­жа­ясь тер­ми­но­ло­ги­че­ским ап­па­ра­том ДОТУ, ин­фор­ма­ции о пер­вых 4 эта­пах ПФУ (1 этап – бо­лез­ни ре­зуль­тат непра­виль­но­го сме­ше­ния соков, 2 этап – опи­са­ние ди­а­гно­сти­че­ских при­ё­мов, на­при­мер аускуль­та­ции и паль­па­ции), 3 этап - све­де­ния о воз­мож­ных видах ле­че­ния, 4 этап – ста­дий­ность те­че­ния за­бо­ле­ва­ний, про­гно­сти­ка). Упо­ми­на­ния об этом враче встре­ча­ют­ся в «по­ли­ти­ке» Ари­сто­те­ля (тоже сын врача, иеро­фант по сов­ме­сти­тель­ству).

Древ­няя Гре­ция и Древ­ний Рим были ра­бо­вла­дель­че­ски­ми го­су­дар­ства­ми. В ряде го­ро­дов (Афины, Эгина, Самос) име­лись об­ще­ствен­ные врачи для без­воз­мезд­но­го ле­че­ния бед­ных граж­дан и про­ве­де­ния мер про­тив эпи­де­мий, до­маш­ние врачи у знати и бо­га­чей. Авл Кор­не­лий Цельс (30-25 гг до н.э. 40-45 гг. н. э.) бо­га­тый ра­бо­вла­де­лец, на­пи­сал со­чи­не­ние «О ме­ди­цине», в ко­то­ром кроме соб­ствен­но­го опыта ис­поль­зо­вал и опыт про­шло­го. В своём со­чи­не­нии Цельс стре­мил­ся дать по­лез­ные све­де­ния ра­бо­вла­дель­цам, ко­то­рые вы­нуж­де­ны были ле­чить своих рабов, так как рабы стали до­ро­ги и ле­чить их стало эко­но­ми­че­ски вы­год­но.

Кон­цеп­ция управ­ле­ния

Salus aegroti - suprema lex (благо боль­но­го – выс­ший закон).

Фраза, ко­то­рую на прак­ти­че­ских за­ня­ти­ях по ла­тин­ско­му языку на 1 курсе за­учи­ва­ет каж­дый бу­ду­щий врач. До уров­ня ав­то­ма­тиз­ма. Толь­ко сей­час вы­плы­ва­ют из под­со­зна­ния фразы noli nocere (глав­ное не на­вре­ди) и homo homini lupus est (че­ло­век че­ло­ве­ку – волк). Более крат­кой фор­му­ли­ров­ки прин­ци­па об­ну­ле­ния век­то­ра ошиб­ки не при­ду­мать. Есть мне­ние, что при­чи­на неадек­ват­но­сти ме­ди­цин­ской науки жизни кро­ет­ся в ком­мер­ци­а­ли­за­ции (4 при­о­ри­тет обоб­щён­ных средств управ­ле­ния) и от­чуж­де­нии от со­цио­ло­гии (3 при­о­ри­тет). Но это толь­ко пря­мые след­ствия из­бран­ной кон­цеп­ции управ­ле­ния.

5-7 этапы пол­ной функ­ции управ­ле­ния

Струк­ту­ра ме­ди­цин­ских учре­жде­ний их из­ме­не­ния, при­спо­соб­ле­ние к ве­я­ни­ям вре­ме­ни по­дроб­но из­ла­га­ют­ся в любом учеб­ни­ке по ис­то­рии ме­ди­ци­ны с опи­са­ни­ем вкла­да вы­да­ю­щих­ся де­я­те­лей каж­до­го вре­ме­ни. На­при­мер, в Рос­сии су­ще­ство­ва­ла при­каз­ная (с 1632г), зем­ская (воз­ник­ла в эпоху ре­форм Алек­сандра II), го­род­ская ме­ди­ци­на (с конца 19 века).

О неко­то­рых тен­ден­ци­ях струк­ту­ры за­бо­ле­ва­е­мо­сти на­се­ле­ния

Об­ра­тим­ся к ста­тье 2010 года «Бремя бо­лез­ней и из­ме­не­ние задач ме­ди­ци­ны» в ко­то­рой ав­то­ры ана­ли­зи­ру­ют струк­ту­ру смерт­но­сти на­се­ле­ния США в 20 веке и ди­на­ми­ку её из­ме­не­ний.

На ри­сун­ке 1 из выше упо­мя­ну­той ста­тьи изоб­ра­же­но 10 самых рас­про­стра­нён­ных при­чин смер­ти в 1900 и 2010 годах. Об­ра­ща­ет вни­ма­ние факт, что от ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней (пнев­мо­ния, ту­бер­ку­лёз, ин­фек­ции же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та, диф­те­рия) в 1900 году в США по­ги­ба­ла по­ло­ви­на всего на­се­ле­ния. В 2010 году ли­ди­ру­ют он­ко­ло­ги­че­ские за­бо­ле­ва­ния и бо­лез­ни серд­ца.

Рис 1. Топ 10 причин смерти в США в 1900 и 2010 годах.

Рис 1. Топ 10 при­чин смер­ти в США в 1900 и 2010 годах.

На ри­сун­ках 2-4 про­де­мон­стри­ро­ва­ны в ди­на­ми­ке за­бо­ле­ва­е­мость ин­фек­ци­он­ны­ми бо­лез­ня­ми, раком, сер­деч­ны­ми бо­лез­ня­ми на про­тя­же­нии 20 века и их вклад в общую струк­ту­ру смерт­но­сти на­се­ле­ния. Можно уви­деть вы­ра­жен­ное сни­же­ние смерт­но­сти на­се­ле­ния США от ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней к се­ре­дине 20 века, пик смерт­но­сти от бо­лез­ней серд­ца в 50-70 годах 20 века и по­сте­пен­ное по­вы­ше­ние по­ка­за­те­ля смерт­но­сти от зло­ка­че­ствен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний от на­ча­ла к концу 20 века.

Рис 2. Динамика смертности населения США от инфекционных болезней в 20 -начале 21 веков.

Рис 2. Ди­на­ми­ка смерт­но­сти на­се­ле­ния США от ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней в 20 -на­ча­ле 21 веков.

Рис 3. Динамика смертности населения США от болезней сердца в 20 -начале 21 веков.

Рис 3. Ди­на­ми­ка смерт­но­сти на­се­ле­ния США от бо­лез­ней серд­ца в 20 -на­ча­ле 21 веков.

Рис 4. Динамика смертности населения США от злокачественных новообразований в 20 -начале 21 веков.

Рис 4. Ди­на­ми­ка смерт­но­сти на­се­ле­ния США от зло­ка­че­ствен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний в 20 -на­ча­ле 21 веков.

На ри­сун­ке 5 изоб­ра­же­на схема смены со­от­но­ше­ния эта­лон­ных ча­стот био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го вре­ме­ни. На ри­сун­ке 6 ди­на­ми­ка смерт­но­сти на­се­ле­ния США от зло­ка­че­ствен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний, ише­ми­че­ской бо­лез­ни серд­ца, ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней в 20 -на­ча­ле 21 веков (схема) сов­ме­щён­ная с ри­сун­ком 5 (для отоб­ра­же­ния боль­шей на­гляд­но­сти).

Рис 5. Смена соотношения эталонных частот биологического и социального времени.

Рис 5. Смена со­от­но­ше­ния эта­лон­ных ча­стот био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го вре­ме­ни.

Рис 6. Динамика смертности населения США от злокачественных новообразований, ишемической болезни сердца, инфекционных болезней в 20 -начале 21 веков (схема). В нижней части – частота социального времени.

Рис 6. Ди­на­ми­ка смерт­но­сти на­се­ле­ния США от зло­ка­че­ствен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний, ише­ми­че­ской бо­лез­ни серд­ца, ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней в 20 -на­ча­ле 21 веков (схема). В ниж­ней части – ча­сто­та со­ци­аль­но­го вре­ме­ни.

Могут най­тись те, кто ска­жет, что сей­час много что де­ла­ет­ся в на­прав­ле­нии про­фи­лак­ти­ки со­ци­аль­но зна­чи­мых за­бо­ле­ва­ний и т.п. Од­на­ко меж­ду­на­род­ное агент­ство по ис­сле­до­ва­нию он­ко­ло­ги­че­ских за­бо­ле­ва­ний IARC Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния вы­пу­сти­ло до­клад ста­ти­сти­че­ских дан­ных World cancer report 2014. По дан­ным при­ве­дён­ным в до­кла­де, ча­сто­та новых слу­ча­ев рака в мире по­вы­си­лась с 12,7 мил­ли­о­на в 2008 году до 14,1 мил­ли­о­на в 2012 году. При со­хра­не­нии этой тен­ден­ции к концу бли­жай­ших двух де­ся­ти­ле­тий ожи­да­ет­ся 70- про­цент­ное по­вы­ше­ние этих цифр.

Если че­ло­ве­че­ство не из­ме­нит ни­че­го в себе, не сме­нит кон­цеп­цию раз­ви­тия об­ще­ства, его куль­ту­ру (т.е. не нач­нёт учи­ты­вать со­цио-куль­тур­ные и нрав­ствен­но-эти­че­ские за­ко­но­мер­но­сти бытия) в бли­жай­шие сто лет, оно вы­мрет от зло­ка­че­ствен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний (ко­то­рые имеют тен­ден­цию мо­ло­деть). И если рак нач­нёт вы­ка­ши­вать ре­про­дук­тив­ную часть че­ло­ве­че­ства, то оно зги­нет в небы­тие в ис­то­ри­че­ски ко­рот­кие сроки.

Аль­тер­на­тив­ная кон­цеп­ция управ­ле­ния в здра­во­охра­не­нии

Суть её отоб­ра­же­на в пра­вом столб­це таб­ли­цы 1.

Опре­де­ле­ние бо­лез­ни сфор­му­ли­ро­ва­но И.В. Да­вы­дов­ским. Его по­зи­ция в дан­ном во­про­се не при­зна­ва­лась мно­ги­ми оп­по­нен­та­ми, а после смер­ти это опре­де­ле­ние было уда­ле­но из учеб­ни­ков для ме­ди­цин­ских фа­куль­те­тов и за­ме­не­но на более ло­яль­ное. Те­перь оче­вид­но, что оно не при­зна­ва­лось не по при­чине сла­бо­сти до­ка­за­тель­ной базы, а кон­цеп­ту­аль­ной непри­ем­ли­мо­сти по­след­ствий, вы­те­ка­ю­щих из дан­но­го опре­де­ле­ния. 2 этап ПФУ иден­ти­чен, од­на­ко 3 этап ПФУ в об­ще­стве без экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком (или по­про­сту ком­му­ни­сти­че­ском об­ще­стве) дол­жен зву­чать имен­но так – упре­жде­ние бо­лез­ней. При этом, выс­ший закон – благо на­ро­да, а не от­дель­но­го че­ло­ве­ка, пусть даже боль­но­го. Толь­ко в этом слу­чае Ги­ги­е­на смо­жет пе­ре­стать быть вне­брач­ной до­че­рью Ме­ди­ци­ны и ока­жет по­мощь со­цио­ло­гии в вы­ра­бот­ке кон­цеп­ции здо­ро­во­го об­ра­за жизни от мла­ден­че­ства до глу­бо­кой ста­ро­сти с учё­том осо­бен­но­стей ре­ги­о­нов про­жи­ва­ния.

http://www.planet-kob.ru/articles/2841