2

Разработка вопросника?

Этот вопрос закрыт
Автор вопроса: крала
10 лет 6 месяцев
Спрятать статью

 РАЗРАБОТКА ВОПРОСНИКА

Настоящая глава предназначается координаторам обследования.
Она поможет вам:
 решить, какие показатели будут оцениваться в ходе обследования;
 решить, какую информацию вам требуется собрать;
 решить, как задавать вопросы, чтобы получить соответствующую
информацию;
 разработать качественный вопросник;
 решить, кто будет его респондентами;
 понять содержание МИКС3.
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ МОЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ С ПОМОЩЬЮ МИКС3?
В 2007 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций планирует провести
торжественную сессию по рассмотрению хода выполнения Декларации и Плана действий "Мир,
пригодный для жизни детей" (МПЖД). В рамках третьего раунда кластерных обследований по
многим показателям (МИКС3) ЮНИСЕФ будет играть ведущую роль в сборе сведений для
представления докладов о прогрессе, достигнутом в реализации целей, поставленных в этих
Декларации и Плане действий. Национальным правительствам также будет предложено
представить доклады о достигнутом ими прогрессе в достижении этих целей. ЮНИСЕФ окажет
странам помощь в подготовке их национальных докладов о ходе работы, а также в сборе
информации в рамках МИКС3. Это обследование поможет не только в оценке прогресса в
достижении целей МПЖД, но и в сборе большого количества сведений, требующихся для оценки
хода реализации – по состоянию на середину десятилетия – Целей развития Декларации
тысячелетия (ЦРДТ), имеющих отношение к детям. При этом важно, чтобы, как и в связи с
предыдущими раундами обследований МИКС, страны, прежде чем принять решение о
проведении МИКС3, рассмотрели все источники информации, которые уже имеются в их
распоряжении или будут иметься к середине 2006 года.
 Изложенные в настоящей главе указания помогут вам в сборе данных, которые можно
использовать в целях планирования и совершенствования программ, а также для подготовки
докладов о ходе работы по достижению целей МПЖД и ЦРДТ. Вопросники МИКС3 составлялись
таким образом, чтобы помочь каждой стране в осуществлении мониторинга достижения этих
целей. Вопросники основаны на модулях МИКС, проводившихся в середине (1995 год) и конце
(2000 год) прошлого десятилетия, с добавлением в них вопросов и модулей, касающихся
мониторинга по вновь согласованным показателям. Если добавить к основным модулям типовых
вопросников все дополнительные и факультативные модули, в рамках МИКС3 можно будет
собрать информацию по как минимум 99 показателям, согласованным на международном уровне. 3.2 РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ КЛАСТЕРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО МНОГИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
Полный перечень показателей, которые можно измерить в ходе МИКС3 и использовать для
составления докладов в мировом масштабе, приводится в Дополнении 1.
 Механизм мониторинга МИКС3 является многоцелевым и предполагает наличие ряда
различных групп целевых респондентов. Это означает усложнение процесса сбора данных по
сравнению с предыдущими раундами МИКС. Для проведения МИКС3, а также анализа и
представления его результатов вам понадобится больше ресурсов.
ВОПРОСНИКИ МИКС3 ДЛЯ МОНИТОРИНГА ПО СОСТОЯНИЮ НА СЕРЕДИНУ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Как и в предыдущих вопросниках кластерных обследований по многим показателям (МИКС), в
вопросниках МИКС3 содержится базовый набор вопросов, требующихся для получения
основанных на демографической информации оценок состояния большого числа показателей. Как
уже отмечалось в главе 1, модули вопросников согласовывались в ходе длительных консультаций,
а показатели, измеряемые в рамках МИКС3, во многом сопоставимы с показателями, которые
могут быть получены при проведении большинства других международных программ по
обследованию домашних хозяйств. Особое значение в данном контексте имеет программа
обследований MEASURE (Мониторинг и оценка для доступа и использования результатов) ОНЗ
(обследования в области народонаселения и здравоохранения). ЮНИСЕФ тесно сотрудничал с
программой обследований MEASURE ОНЗ для стандартизации вопросов, и таким образом многие
показатели можно измерить с помощью любого из этих вопросников. В тех странах, где недавно
проводилось ОНЗ или где такое обследование планируется провести до окончания первого
квартала 2006 года, ОНЗ, а не МИКС следует использовать в качестве основного инструмента
сбора данных.
 Как и в предыдущих раундах, для текущего раунда МИКС разработаны три типовых
вопросника: Вопросник домохозяйства, Индивидуальный вопросник для женщин и Вопросник о
детях до пяти лет. В состав этих вопросников входят так называемые основные модули. Кроме
того, был также разработан ряд дополнительных и факультативных модулей, которые можно
легко включить в состав типовых вопросников.
 Вопросники и модули МИКС3 имеют более
широкий охват чем те, которые использовались в
предыдущих раундах. Типовые вопросники
МИКС3 содержат 18 основных модулей (если не
учитывать модули информации каждого из
вопросников; см. таблицу 3.2). Каждой
участвующей в проведении обследования стране
ЮНИСЕФ настоятельно рекомендует сохранить
эти модули, за исключением случаев, когда
соответствующие данные можно получить из
другого надежного источника. Помимо этих
универсальных модулей имеются еще 8 дополнительных, которые должны использоваться в тех
странах, где их применение возможно и уместно. Это модули, задачей которых является
ЮНИСЕФ рекомендует:
По возможности сохраните все
основные модули; включайте
дополнительные модули, если они
актуальны для данной страны;
используйте факультативные модули,
если в этом заинтересованы
правительство и другие стороны. РАЗРАБОТКА ВОПРОСНИКА 3.3
измерение показателей, относящихся к таким вопросам, как малярия, дети, которые стали
сиротами и уязвимыми от ВИЧ/СПИДа, многоженство, обрезание женских половых органов и
сексуальное поведение. Эти модули необходимы для мониторинга приоритетных
показателей, определенных ЮНИСЕФ, и их следует включить в вопросники всем странам,
где эти проблемы актуальны.
 Наконец, имеется несколько факультативных модулей, которые предлагаются странам,
где существует интерес к таким конкретным проблемам, как детская дисциплина, инвалидность
или контрацепция и необходимость в контрацепции, которые не охвачены типовыми
вопросниками или дополнительными модулями. К вопросу о включении факультативных
модулей подходите избирательно и принимайте решение об их включении после того, как
определите, что вы будете делать со сведениями, которые получите с помощью этих
факультативных модулей.
 Далее в настоящей главе приводится подробная информация об основных,
дополнительных и факультативных модулях, а также о структурной логике вопросников и о том,
как встраивать дополнительные и факультативные модули в типовые вопросники.
 Как и вопросники предыдущих МИКС,
вопросники МИКС3 носят модульный характер,
то есть страны могут отбирать для себя из
типового вопросника только те модули,
которыми измеряются актуальные для них
показатели. Как уже упоминалось выше, в
типовые вопросники можно включать ряд
дополнительных и факультативных модулей.
Вместе с тем, чем больше модулей, тем сложнее будет проводить обследование и труднее
обеспечивать удовлетворительную работу на местах, а также получать высококачественные
сведения. Можете выбирать для включения в новое обследование только необходимые вам
модули. Планируя же какое-либо другое обследование, можно "прицепить" к существующему
вопроснику один или несколько модулей. Если данные по какому-либо показателю можно
получить из другого надежного демографического источника, соответствующий модуль
обследования можно опустить.
ПРИМЕР:
Если в стране планируется провести обследование в области
народонаселения и здравоохранения (ОНЗ), следует предложить включить
в ОНЗ модуль по детскому труду, входящий в состав МИКС3. В типовых
вопросниках ОНЗ этот модуль отсутствует, но его легко можно добавить к
тому или иному обследованию ОНЗ.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТИПОВЫЕ ВОПРОСНИКИ?
Типовые вопросники, а также дополнительные и факультативные модули разрабатываются по
двум причинам. Во-первых, они содержат стандартные вопросы, требующиеся для оценки
показателей хода достижения ключевых целей, согласованных на международной основе, что
дает возможность сопоставлять показатели каждой страны с показателями других стран. Если при
При составлении вашего вопросника
выбирайте только модули для тех
показателей, мониторинг которых вам
необходимо проводить в рамках
обследования. 3.4 РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ КЛАСТЕРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО МНОГИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
проведении обследования применяются надлежащие методы и соответствующие приемы
составления выборки, эти национальные показатели можно будет также сравнить и с данными,
полученными в ходе предыдущих обследований. Во-вторых, в вопросниках и модулях
предлагаются вопросы и стандартные методики, которые страны могут использовать для сбора
данных, требующихся для планирования и совершенствования широкого круга программ.
С помощью вышеуказанных вопросов на страновом и региональном уровнях можно получать
данные, позволяющие оценивать имеющиеся потребности, инициировать развертывание новых
программ, модифицировать уже осуществляющиеся, а также собирать базисные сведения,
подлежащие оценке при начале осуществления программ.
 В каждой стране предлагаемые типовые
вопросники и модули потребуется адаптировать
к существующим конкретным потребностям и
условиям. Приводимые ниже рекомендации
помогут вам разработать механизм обследования,
который легко применить и с помощью которого
вы сможете получить наиболее качественные
сведения. Внимательно прочтите настоящую
главу до конца. Она содержит информацию,
которая потребуется вам для того, чтобы с
пользой применять результаты обследования в проводимых в вашей стране программах. Вы
узнаете, зачем в вопросники включен тот или иной конкретный модуль и как этот модуль можно
адаптировать, чтобы получить сведения, требующиеся вам. В то же время эта глава поможет вам
получить достоверные, надежные, сопоставимые на международном уровне данные, с тем чтобы
отслеживать прогресс в достижении вашей страной вышеуказанных целей.
КАК СОСТАВИТЬ ХОРОШИЙ ВОПРОСНИК?
Прежде всего следует четко представлять свои
цели – убедитесь, что вопросники для вашего
обследования соответствуют поставленным вами
задачам. Не делайте опрос слишком длинным,
включая в него ненужные модули и лишние
вопросы. Всегда существует искушение добавить
дополнительные вопросы, неоправданно
расширяя обследование. Не поддавайтесь
соблазну и собирайте лишь минимум
требующейся вам информации. Вы рискуете перегрузить работой сотрудников на местах,
слишком много требовать от респондентов и чрезмерно усложнить анализ данных. Вы и ваша
команда должны знать, зачем задается каждый вопрос и что вы собираетесь делать с полученной
информацией. Излишняя громоздкость вопросников МИКС3 может отрицательно сказаться
на качестве всех данных, собираемых в ходе обследования.
 С другой стороны, следует обеспечить логическую последовательность вопросников,
чтобы проводящие опрос могли использовать их как удобные инструменты для беседы с
Внимательно следуя предложенным
в настоящей главе советам,
вы сможете адаптировать вопросы
к информационным потребностям
вашей программы и обеспечить
сопоставимость результатов
на международном уровне.
Собирайте лишь минимум
необходимой информации. Излишняя
громоздкость вопросников МИКС3
может отрицательно сказаться
на качестве всех данных, собираемых
в ходе обследования. РАЗРАБОТКА ВОПРОСНИКА 3.5
респондентами. Мы не должны забывать о том, что вопросники – это просто стандартные
инструменты, используемые для получения от респондентов систематизированной информации в
ходе беседы. Если сохранить слишком мало модулей, вопросники станут чересчур
короткими и потеряют ритмичность, требующуюся для успешного проведения
персонального опроса.
 Проведение данного обследования требует весьма тщательной подготовки и надзора. Вам
нужно будет постоянно поддерживать контакт с координатором МИКС3 в нью-йоркской штаб-
квартире ЮНИСЕФ и региональном отделении ЮНИСЕФ в вашем регионе. На нижеследующих
страницах даются общие указания относительно того, как составить вопросник надлежащего
качества. После составления вопросника рекомендуется отправить его на просмотр в
региональное отделение ЮНИСЕФ и штаб-квартиру Фонда, с тем чтобы получить максимальную
техническую поддержку в отношении структуры вопросника, обеспечить его сопоставимость на
международном уровне и добиться выработки оценок показателей, согласованных на
международном уровне. Во всех регионах ЮНИСЕФ будут созданы механизмы, предназначенные
для рассмотрения присланных вами вопросников и страновых планов проведения обследований, а
также обеспечивающие своевременное получение вами ответов по вопросам, касающимся ваших
инструментов обследования и потребностей в технической поддержке.
 Основная задача хорошего инструмента – сведение к минимуму ошибок, которые могут
возникнуть при сборе информации в ходе обследования. Проводящие опросы получат надежные и
достоверные ответы лишь в том случае, если они пользуются правильно составленными
вопросниками. Под термином надежные мы имеем в виду, что тот же респондент, вероятнее
всего, дает один и тот же ответ на вопрос независимо от того, кто, где и когда его задаст. На
основании правильно составленного вопросника все вопросы будут задаваться всеми
опрашивающими одинаково, а различие между интервьюерами будут сведены к минимуму. Под
термином достоверные мы понимаем, что вопрос вызывает верный и точный ответ,
позволяющий измерить интересующий вас показатель. Качественный вопросник,
обеспечивающий правильное понимание респондентом того, какая информация от него требуется,
должен дать вам возможность получить достоверные измерения интересующих вас показателей.
 Вышеизложенные соображения имеют особое значение при проведении контрольных
обследований, цель которых состоит в том, чтобы отслеживать тенденции изменения показателей
во времени и сопоставлять эти показатели на международном уровне. Если вопросник правильно
составлен и точно переведен на соответствующий язык, а также пройдет всесторонние
предварительные испытания, это позволит обеспечить надежность и достоверность собираемых в
ходе обследования сведений.
 Основные, дополнительные и факультативные модули разработаны с целью их применения
во всех странах мира. Если вы будете использовать эти вопросники, не внося в них каких-либо
изменений, то скорее всего обеспечите тем самым возможность сопоставления результатов
обследования по прогрессу в достижении в вашей стране целей, поставленных на международном
уровне, с результатами, полученными в других странах, а также с итогами предыдущих
обследований МИКС. Поэтому важно, чтобы в формулировки основных вопросов типовых
вопросников изменения не вносились.3.6 РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ КЛАСТЕРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО МНОГИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
Таблица 3.1
Причины ошибок при проведении обследований
Сведения выборочных обследований домашних хозяйств, в ходе которых производится сбор
информации за предыдущие периоды, могут содержать ошибки по множеству различных причин.
Такие ошибки можно разбить на две основные группы:
Ошибка выборки возникает случайно, поскольку в ходе обследования вопросы задаются не всему
населению, а лишь респондентам, вошедшим в выборку. Ошибки могут также возникать, потому что
ваша выборка неадекватно охватывает все население. Избежать ошибок подобного рода вы сможете,
проследив за адекватностью основы выборки, а также за тем, чтобы размер выборки был достаточно
большим для обеспечения точности измерений. В главе 4 мы рассмотрим способы избежания ошибок
выборки и ошибок, возникающих вследствие неполного охвата.
Ошибки измерений возникают вследствие неточного измерения показателей. Ошибки подобного
рода могут иметь даже большее значение, чем ошибки выборки, поскольку их уже невозможно
исправить, а иногда даже и выявить. Один из основных способов избежания ошибок в измерениях
состоит в том, чтобы убедиться, что ваш инструмент обследования имеет рациональную структуру.
В главе 3 вам рассказывается, как составлять вопросники. Еще один способ недопущения ошибок в
измерениях – обеспечить проведение опросов на местах хорошо подготовленным персоналом при
надлежащем надзоре. Подробно этот аспект обследования освещается в главах 5 и 6.
 Еще одна важная задача вопросника
надлежащего качества – получение требуемой
информации быстро и без затруднений. Как уже
упоминалось выше, это означает, что в
вопросники следует включать минимальное
число вопросов, необходимых для получения
требующихся сведений. И интервьюер, и респонденты должны быть в состоянии без труда понять
эти вопросы. Формулировки и последовательность вопросов рассчитаны на то, чтобы
стимулировать респондентов и помогать им вспомнить нужные сведения. Инструмент
обследования должен быть удобным в работе, малозатратным и позволяющим избегать
ненужного вмешательства в какие-либо сферы деятельности и частной жизни опрашиваемых
семей.
 Но и составленный вами вопросник
надлежащего качества не гарантирует, что
интервьюеры будут верно толковать вопросы.
Необходима тщательная подготовка по
применению вопросников. Инструкции по
применению вопросников приводятся в
Дополнении 3. При необходимости вы можете их
перевести и раздать сотрудникам, которые будут
проводить обследование. В процессе подготовки интервьюеров раздайте каждому из них по
экземпляру. Рекомендации по отбор