Спрятать статью
[video width="480" height="360" src="https://youtu.be/rhzDkBHTi2Q"]
#ЗалипательноеВидео
Необычная коррида
[video width="480" height="360" src="https://youtu.be/rhzDkBHTi2Q"]
#ЗалипательноеВидео
Необычная коррида
Была ёлочкой, всех радовала 😉
Там ещё много чего ⚠️🎿🎄... Нууу, да не всё сразу (^_-) - user_100193397 4 года 7 месяцев
О «Старом новом годе» и традициях празднования новолетия на Руси
Традиция дважды встречать приход нового года возникла из-за расхождения юлианского и григорианского календарей в 13 дней. И если в западных странах, перешедших в результате календарной реформы римского папы Григория XIII на «новый стиль» еще в XVI веке о юлианском календаре практически забыли, то для России и некоторых других православных стран, чьи Церкви до сего дня живут по юлианскому календарю, «светская» календарная реформа, проведенная в 1918 году, не затмила старого обычая. «Старый новый год», как дополнение к официальному Новому году, в Советской России стали отмечать сразу же после календарной реформы. Причем для верующих немалое значение имело то, что «Старый новый год» не предваряет Рождества Христова и всегда выпадает на период святок, а не на последнюю, наиболее строгую неделю Рождественского поста, как это происходит с Новым годом, отмечаемым по григорианскому календарю.
В связи с этим неофициальным праздником уместно вспомнить историю появления самой традиции отмечать Новый год 1/14 января и указ Императора Петра Великого, положившего начало этому обычаю.
До XVIII века новый год в России начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (до 1492 года) или с сентября (с 1492 года). Первые сведения о праздновании новолетия в России как «Первого дня во году» относятся к концу XV века.
В допетровское время по случаю наступления Нового года, который тогда совпадал с индиктом - церковным новолетием, отмечаемым 1/14 сентября, совершался первый в году царский богомольный выход. Вот как описывает это событие известный русский археолог и историк И.Е.Забелин:
Таким образом, отмечает Забелин, «это был праздник царский, в собственном смысле государственный и гражданский. Поэтому первое место здесь принадлежало особе Государя, которому и воздавалось общее чествование».
«Известно ему, Великому Государю, стало - не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны - как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, Великого Государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята - все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах. И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (Великий Государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова», - отмечалось в указе.
Праздновать же новолетие отныне полагалось следующим образом: «...После должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых - по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно». Людям же «скудным» предписывалось «каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить».
В специальном же указе Петра Великого от 15 декабря 1699 года, в свойственном ему стиле следовали такие рекомендации: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает».
С переходом большевиков на григорианский календарь в 1918 году, даты сдвинулись на 13 суток, и Новый год, отмечаемый с петровских времен 1 января, стал выпадать с 1919 года на дни Рождественского поста. В связи с этим, православные продолжали встречать новолетие по старому стилю 1/14 января, приходившиеся на дни святок. Способствовало празднованию «Старого нового года» и то, что новый год, введенный советской властью, изначально не был праздничным и выходным днем (таковым он стал только с 1 января 1948 года), и лишь антирелигиозная политика и связанный с ней запрет на празднование Рождества Христова, последовавший в 1929 году, со временем привели к тому, что празднование 1 января стало для советских граждан заменой христианского праздника. Однако традиция встречать Новый год по старому стилю, вслед за Рождеством, также сохранилась, что и привело в итоге к парадоксальной ситуации со «старым» и «новым» Новым годом.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук