8

Каков метод ведения диалога Сократа?

Автор вопроса: Timber
6 лет 7 месяцев
         
         
Спрятать статью

 

СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

 

Опыт общения вживую и в интернете показывают, что большинство людей совершенно не владеют хоть какой-нибудь культурой общения. Поиск истины, или выработка объективного мнения уходит для многих на второй план, в то время как на первый план выходит продвижение своего мнения как единственно верного и его защита от окружающей «малосведущей» толпы. Мы предлагаем свернуть с кривой дорожки самоутверждения в общении на прямой путь постижения правды-истины, например, через сократову беседу.

Метод Сократа — это способ вывести знания заново, с нуля, с точки «незнания». Ход сократовской дискуссии идёт от незнания к знанию, а не от одного знания к другому, более полному. Знания выводятся с помощью последовательного ряда вопросов к собеседнику. Он, собеседник, является источником «выводного знания», а задающий вопросы — только «методологом» или организатором этого процесса. Синтез Сократа, скорее, не интеллектуальный, рационалистический синтез, а больше этический.


Если этическая цель дискуссии — объективно существующее Добро (понятие добродетели), то стратегическая цель — поиски истины, которые оформляются в некий результат — новое для собеседника знание.

Тактической целью является приведение оппонента к противоречию с самим собой. Искусно задаваемыми вопросами оппонент заводится в смысловой тупик, парадокс, который заставляет человека признать своё невежество (в лучшем случае) или ограниченность познавательных возможностей человека вообще (в худшем случае). Только так можно заставить человека отказаться добровольно от стереотипов мышления, от привычных догм и удобных концептов. Люди очень не любят это делать. Сократ поплатился жизнью за своё искусство иронизировать. Итак, «сократовская ирония» — это раскрытие противоречия в первоначальном мнении оппонента устами самого оппонента. Ведущий дискуссию делает это с помощью последовательно задаваемых, системных вопросов. Однако это только половина задачи. Вторая половина — преодоление этих противоречий с целью поиска истины.


Продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика». Майевтика — самое загадочное в сократовской дискуссии. Это – «повивальное искусство» для мужчин (мать Сократа была по профессии повивальной бабкой). Философ как бы «принимал роды души», помогал слушателю «родиться заново», стать мыслящим человеком, стать вполне Homo sapiens. Что же помогает стать человеком мыслящим? Человек мыслящий постигает сущность вещей, которая скрыта от непосредственного, чувственного восприятия. Постичь, понять действительность и множество вещей, которые составляют эту действительность, можно с помощью понятий. Бытие, которое «течёт и меняется», как учил Гераклит, не может быть предметом знания. Поэтому Сократ обратился к проблеме предмета знания или сущности, которое выражается в понятии. Без скрепления бытия системой понятий всё течёт и меняется! Основная задача сократического диалога состояла в нахождении «всеобщего» как основы истинной морали и нравственности. В диалоге необходимо было установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача решалась при помощи «индукции» и «общих определений». Эти два метода ведения беседы взаимно дополняли друг друга:

1) «индукция» — отыскание общего в частностях (частных добродетелях) путём их анализа и сравнения;

2) «определение» — или «что вещи» («Что-вопросы»), установление «родов и видов» понятий, их соотношения.

Общее определение есть способ выяснения и установления границ знания и незнания. С помощью «Что-вопросов» философ помогал собеседнику «вспомнить то, что было известно его душе». Восстановление знаний по Сократу было равносильно духовному возрождению! Гораздо позже З. Фрейд с помощью «свободных ассоциаций» пытался делать почти то же самое — восстанавливать забытое, погребённое в бессознательном. Майевтика по Сократу есть возрождение знаний («родовспоможение души»), принятие плодов познания, а не «озвучивание» собственной мудрости. С помощью общих определений эти плоды познания-воспоминания связывались «логическими скрепами бытия» (термин А.Ф. Лосева). Тем самым и раскрывалась мыслимая сущность предмета, а не его чувственная, чисто внешняя, явленная оболочка.

Всего можно насчитать 7 «шагов» этой беседы-дискуссии по Сократу:

  1. Согласие оппонента по поводу общего определения.

2. Поиски противоречия. Сократовская ирония.

3. Размывание начального допущения.

4. Тупиковая ситуация (аналогия с лабиринтом).

5. Демонстрация невежества («мудр только Бог»).

6. Разоблачение предрассудка.

7. Наставительная беседа-совет.

С Сократова беседа

Когда ты сможешь чётко осознать
Идею важную и ринешься ты к людям,
Чтоб с ними спорить, жизни поучать –
Готовься, что внимать тебе не будут.

А может, и в штыки начнут встречать:
Идеи силою бессмысленно вбивать.

Поможет здесь Сократова беседа:
Поставь вопрос и выслушай ответ,
Ещё вопрос... Но истины победа
Придёт лишь к мудрому, и если спешки нет.

Не требуй скорого и верного ответа.
Не зря в веках терпение воспето!

Что спрашивать – ты точно должен знать
(Важней ответов во сто крат вопросы)
И собеседника, конечно, уважать!
Проступят капли Знания, как росы…

В сосуд сознанья капельки собрав,
Твой друг воспрянет, много осознав!

Не зря вложил ты время и труды,
Вопросы ставя, говоря смиренно!
Свет правды негасим, вечны её плоды,
Наследие Сократово – нетленно.

Блажен, кто ради праведных идей
Ведёт беседой к истине людей.