64

Классификацию водителей знаете, Ваши варианты?
0

Интересно, согласен
51
Не интересно
4
Проголосовало: 55
Автор вопроса: Steonn
8 лет 11 месяцев
         
         
Спрятать статью

Типы водителей на дороках, подробная классификация

Успешное вождение автомобиля – это задача с многочисленными переменными. К тому же безопасность в пути находится в зависимости не только от технического состояния вашего автомобиля, погодных условий и профессионального навыка, но и с иных участников дорожного движения, т.к. психическое состояние, быстрота реакции и уровень профессионализма у всех различные.

Принято считать, что процесс вождения автомобиля – это потребность доехать до пункта назначения, однако цели у всех участников движения неоднозначная. Кто-то попросту самоутверждается в дороге, обгоняя все проезжающие рядом автомобили, кто-то демонстрируется какой он крутой – смотрите, какая крутая у него тачка, кому-то по жизни не хватает острых ощущений.
Именно поэтому весьма существенно предугадывать, как поведет себя водитель на дороге в каждом конкретном случае. Способен ли водитель пойти на компромисс, уступить дорогу иному водителю либо пешеходу, проявить почтение к другим участникам движения?

1. Виды шоферов согласно характеру

Принято выделять 4 разных типа темперамента – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Водители, обладающие означенными типами темперамента, по-разному станут реагировать на всевозможные дорожные ситуации, более того, у них абсолютно с разной скоростью будет развиваться усталость и понижаться дееспособность.

Водитель Сангвиник легко и просто различим. Такого рода человек всегда энергичный и подвижный, подверженный быстрой перемене настроения. Мимика и жесты сангвиника красноречивы и многообразны, он общителен и бодр, хорошо справляется с разными задачами на сообразительность и смекалку. Сангвиник как правило обладает высочайшей скоростью реакции, может налаживать взаимоотношения с коллективом, стремительно вливается в новую фирму. Как правило сангвиники представлены трудоспособными и чувственно крепкими народами, в следствии этого они Ощущают себе в пути как рыба в воде. Но в то же время сангвиники неустойчивы к монотонным раздражителям и поэтому легко утрачивают бдительность или засыпают на прямых продолжительных участках автострады, в которых нет постоянной смены пейзажа. Водители-сангвиники очень хорошо чувствуют себя на оживленных городских улицах, но на во время путешествия на дальние дистанции по пригородной автостраде они будут испытывать существенные трудности.

водители Холерики – это люди с высокой скоростью реакции, эмоциональные и чувствительные, предрасположенные к бурному внешнему выражению своих чувств. Поскольку холерик – это неизменно человек порывистый и беспокойный, его поступки часто бывают продиктованы эмоциями. Как правило холерики работоспособны, однако стремительно утомляются в силу повышенной возбудимости нервной системы. Холерик – человек решительный и прямой, он инициативен и не расположен осторожничать на дороге. В следствии этого большая часть лихачей и любителей стремительной езды, встречающихся на дорогах, являются холериками. Водитель, несущийся по улице на большой скорости и резко тормозящий на светофоре, как правило принадлежит именно к данной категории людей. В принципе, человек с холерическим темпераментом нередко является неплохим, но недостаточно дисциплинированным водителем, в следствии этого больше других людей нуждается в непрерывном самоконтроле, когда пребывает за рулем автомобиля.

Водители Флегматики как правило спокойные и медлительные, не склонные к постоянной смене эмоций и к чрезвычайно бурному их проявлению. Флегматики отличаются уравновешенным характером, их тяжело вывести из состояния равновесия. Мимика флегматиков обычно бедна и невыразительна, а речь скорее медленная, чем быстрая. Флегматикам вообще присуща медлительность, поэтому перед принятием любого решения они предпочитают спокойно его обдумать – и только затем действовать. Переключаться с одного вида деятельности на другой флегматикам сложно, но в то же время они отличаются довольно высокой работоспособностью и уверенностью в себе. В отличие от сангвиника, флегматик весьма устойчив к любым монотонным раздражителям – поэтому поездки на дальние расстояния даются ему намного легче. А вот в аварийной ситуации флегматик реагирует и действует намного медленнее, чем сангвиник или холерик, поэтому ему сложнее найти правильное решение задачи в условиях дефицита времени.

Меланхолический тип темперамента наделяет человека слабыми реакциями. Меланхолики редко подвержены резкой смене настроения, они настолько же медлительны, как и флегматики – но в то же время склонны к более глубоким размышлениям и переживаниям. Эмоции внешне проявляются слабо, меланхолик редко бывает общительным и искрометным – скорее наоборот: он тяжело переживает трудности, часто бывает замкнутым и необщительным человеком, которому свойственны нерешительность, неуверенность в себе, склонность к долгим колебаниям перед принятием важного решения. В сложной, экстремальной обстановке меланхолик нередко теряется, что делает водителей этого типа наименее приспособленными к управлению транспортным средством.

Необходимо заметить, что в природе чистые типы темперамента встречаются относительно редко – чаще можно встретить людей, темперамент которых органично соединяет в себе черты двух или больше основных типов. Считается, что тип темперамента является весьма устойчивой характеристикой, но и его можно скорректировать воспитанием или созданием определенных условий жизни для человека. Основная задача такой коррекции – нейтрализовать отрицательные черты, присущие тому или иному типу темперамента, и усилить положительные. Например, холерик за счет постоянной тренировки и развития своих волевых качеств может стать более спокойным и сдержанным человеком, следовательно, не будет допускать за рулем тех ошибок, которые могут быть продиктованы эмоциональной неуравновешенностью. Флегматик может компенсировать собственную медлительность приобретением устойчивых навыков вождения, доведенных до автоматизма – и таким образом предупреждать аварийные ситуации на дороге еще до их возникновения. Даже самые нерешительные и робкие водители могут компенсировать эти недостатки благодаря упорным тренировкам и развитию волевых качеств, умению внимательно наблюдать за дорогой и прогнозировать развитие той или иной ситуации.

Помимо темперамента, каждому человеку присуща не менее важная особенность личности – характер. Характер формируется благодаря сочетанию легко изменяющихся, поверхностных качеств личности и наиболее глубоких, устойчивых психических качеств. Основой человеческого характера зачастую и являются самые основательные и устойчивые качества психики, которые проявляются в его мыслях, действиях и поступках.

2. Основные психотипы автовладельцев

Водитель - Возмутитель спокойствия
После обгона одиночного автомобиля или даже колонны автомобилей встраивается впереди и начинает тормозить и задерживать общее движение. "Дергает" и "раскачивает" всю колонну - вольно или невольно провоцирует аварийную ситацию. Лучше всего выехать из такой "нервной" колоны, тем самым обезопасить себя и других.

Водитель - Прижимщик
Идущий впереди вас автомобиль прижимается влево до осевой, а когда вы хотите проследовать мимо него в своем правом ряду, он включает правый повортник и одновременно направляет туда же свой автомобиль. Советов, как избежать конфликта в этом случае, несколько: немного снизить скорость и увеличить дистанцию, пытаясь понять его намерения; тормозить, если ситуация становится опасной; Главное держаться подальше от непредсказуемого водителя.

Водитель - Экстремист
Водитель, который не снижает скорости при ограниченной видимости: по косой - обгоняет на крутом правом повороте; вслепую обгоняет на подъеме. От таких водителей необходимо беречься даже на своей полосе. Спасение от них только в снижении скорости и в съезде на обочину.

Водитель - Мямля
Опасный вид водителя. Основной признак заторможенность. Задолго до перекрестка или объезда начинает двигаться "крадучись", снижая скорость чуть ли не до скорости пешехода. Естественно, вы думаете, что он поворачивает, но... в последний момент мямля решает ехать прямо, мешая всем встречным и поперечным. Такое вождение характерно для водителей, которые плохо ориентируются на дорогах и не имеют четкого плана поездки.

Водитель - Прицеп
Тип водителя, которого можно наблюдать при движении на загородных дорогах. Такой водитель загипнотизирован задней частью движущегося перед ним автомобиля. Не соблюдая дистанции, он жмется к заднему буферу.
Есть несколько методов, рассчитанных на то, как "отстегнуть" такой "прицеп". Пофессионалы в таких случаях предлагают чуть-чуть снизить скорость и дальше двигаться стабильно, без рывков. Обычно, в этой ситуации "прицепы" не выдерживают замедленного ритма движения и обгоняют. Дополнительный вариант - самому резко уйти вперед и оторваться от "хвоста". Безусловно, такой маневр надо выполнять с оглядкой на других участников движения и по всем правилам обгона.

Водитель - Осевик
Есть водители, которые стремятся двигаться как можно ближе к осевой линии, считая, что все встречные должны сторониться, создавая им условия для такого движения. Это очень опасный тип водителя, так как он загипнотизирован осью дороги. С таким водителем не стоит общаться, нужно просто сторониться его, как чумного. Долго он так не проездит, ведь на дорогах встречаются и другие "осевики".

Водитель - Молния
Этот водитель двигается по шоссе, мгновенно меняя положение и прокладывая свой путь по законам броуновского движения. Никто не в силах определить, куда он двинется в следующий момент. Если "молния" управляет автомобилем на влажной дороге, то траектории следов его движения зигзагообразны.

Водитель - Слаломист
Он напоминает "молнию". На протяжении всего маршрута меняет полосы движения, петляя, как заяц. Вешками для него являются стоящие и едущие автомобили, мотоциклы, а также пешеходы. Такой водитель демонстрирует фигурное перестроение, своеобразный автомобильный слалом. Обычно слаломист идет на скорости большей, чем у других участников движения.

Водитель - Торопыга
Вызывает самое большое опасение, выезжая из ворот или из переулка на основную магистраль. Он не станет ждать. Он поворачивает на улицу без подготовки. А потом иногда и не спешит.

Водитель - Растяпа

Раз включив указатель поворота и не торопится его выключить. Опасен тем, что дезориентирует других водителей, создавая при этом непонятные ситуации. Почему включен правый поворотник, а он поворачивает налево?!

Водитель - Слепила
К этому типу относятся водители, упорно не переключающие свет с дальнего на ближний при встрече с другим автомобилем. Бывает и "задний слепила". Это тот, кто идет в колонне, не выключая дальний свет и слепя водителей передних автомобилей через зеркало заднего вида.

Водитель - Эгоист
Умеет остановиться так, а иногда и оставить автомобиль в таком месте и в таком положении, что его не объедешь. Особенно опасно встретить автомобиль подобного водителя на темной улице. Да и днем с таким бывает туго. Еще хорошо, если он сидит в автомобиле и дремлет. При сигнале может отъехать.

Водитель - Законник
Водители такого типа соблюдают Правила дорожного движения с "упреждением", как, например, охотники, которые стреляют по движущейся мишени. Они начинают резко тормозить задолго до начала свечения не только красного, но и желтого сигнала светофора, сдерживая всю массу автомобилей, которая безопасно и по правилам успела бы преодолеть перекресток.

Такие водители надоедают, мешают, нервируют примерно так же, как тихоходный автомобиль на автомагистрали. Самое обидное, что законников трудно убедить в неправильности подобного поведения. Если такой водитель увидит желтый сигнал светофора даже при проезде линии "стоп", он резко тормозит и останавливается как вкопанный. Вот тут-то в него и бьют сзади идущие автомобили.

3. Основные типы водителей

Маршрутчик.
Единственный из водителей, кто умудряется одновремнно рулить, курить, разговаривать по телефону, при этом общаться с пассажирами и полчать с нихденьги. Стиль вождения - уверенный, нередко переходящий в наглость. Никогда не смотрит в зеркала бокового обзора – ему не требуется, он же едет. Резко ускоряется и стремительно тормозит. Редко обращает внимания на других участников движения, по принципу - беригись я еду. В случае помех на дороге, клаксоном пользуется редко – предпочитает выражать свое недовольство в словесной форме в открытое окно. На дороге подрезает, перестраивается через три ряда, особенно если видит голосующий народ. Распознать такого водителя на дороге легко.

Девушка-за-рулем.
Автомобиль не небольшой, этакая маленькая букашечка, чаще всего гламурного цвета. В автомобиле полно мягких игрушек, которые хорошо просматриваются. Может остановиться посреди дороги – рулить ей некогда – она красится. На светофоре трогается не спеша – нужно обновить макияж. Все на дороге делает в замедленном темпе, очень основательно, скорость реакции во внештатных ситуациях - низкая. В случае опасности, просто бросает руль и громко кричит. На шоссе, с двух полостным движением, будет ехать прямо посредине. Сигналов от других водителей не понимает – думает, что её приветствуют. Держаться подальше.

Женщина-за-рулем.
В отличие от девушки, стиль вождения - нарочито агрессивный. Дама чувствует себя на дороге очень уверенно, считая себя асом. Автомобиль чаще всего большой и претенциозный.
Водители этой категории очень любят паркетники. На шоссе себя ведет неуважительно по отношению к другим автомобилистам. Стиль езды - крайне неуравновешенный. Много сигналит, любит объяснять жестами, по какому адресу вам стоит отправиться. Считается себя всегда и во всем правой. Подрезает, обгоняет, перестраивается через 3 полосы. На дороге значительно опаснее девушек.

Пенсионер-садовод-огородник.
Выезжает на машине обычно, когда начинается «страда». Распознать можно по примотанным на крыше старым рамам, доскам, ведрам. Машина старенькая, но ухоженная, тут и там подкрашена в цвет малярной кистью. Обзор обычно загораживает расставленная в салоне рассада. Скорость движения не превышает сорока километров в час. За долгую зиму, основательно теряет навыки вождения, на дороге создает напряженность и серьезную опасность для других участников движения. При маневрировании - хаотичен и непоследователен. Реакции на внештатные ситуации - замедленные. Едет медленно и верно, ни на кого не обращая внимания. Опасен.

Джигит-за-рулем.
Про правила дорожного движения не слышал – не знает. Подрезает всех и вся. Обзор в салоне часто загораживают коробки с фруктами. Машина, обычно, убитая внешне, но всегда на ходу. При ДТП сразу вызывает по телефону кучу родственников и дает всем деньги: гаишникам, участникам, свидетелям. За рулем эмоционален и импульсивен. Опасен по причине незнания элементарных правил поведения на дороге.

Богатый отпрыск.
Автомобиль можно опознать по тонированным вкруговую стеклам. Ездить на машине, стоимостью меньше чем несколько десятков тысяч долларов - считает несолидным. Водительские права получил в подарок вместе с транспортным средством. Обычно, совсем не знает качественных характеристик машины. На наших дорогах умудряется разгоняться до 200 км/ч., как результат, – больница и утилизация авто. Пользуется тем, что окружающие бояться оцарапать дорогую машину, летит напролом, перестраивается, не включая сигнал поворота. На светофоре сразу топит педаль в пол, стартует резко, непременно оставляя позади все другие машины. Ездит по встречной. На знаки дорожного движения внимания обращает мало. Опасен не только для себя, но и для окружающих.

Представитель молодежи.
Машиина – восьмерка, шестерка, или что-нибудь убитое годов 80-х. Узнать можно по характерному звуку ревущего глушителя. Обычно, очень мощная акустика под 150 децибелл, саббуфер, от которого автомобиль просто вибрирует. Расслышать сигналы других водителей в таком шуме просто невозможно. Тонированная машина всегда видна издалека – здесь есть все, что придумал международный Автопром для оформления транспортного средства. В салоне - меховые белые или леопардовые чехлы. С места срывается резко, любит померяться скоростью на дороге. На светофорах старается стартовать первым. Считает, что настоящий «пацан» не должен пропускать других водителей, и тем более - пешеходов. На дорогу выезжает продемонстрировать свой автомобиль, и померится силами. Стоит держаться подальше, если только вы не такой же представитель молодежи.

4. Классификация водителей по нормативности поведения:

Индивидуальный уровень нормативности поведения личности, уровень, который определяет способности личности, в какой мере она принимает условия “игры” и ее способность придерживаться правил такой специфической “игры”, т.е. уровень интеграции личности с определенными нормами (сформированные или не сформированные морально-этические нормы; сильное или слабое “Супер-эго”):

Первая категория водителей (люди с высокой нормативностью поведения);
Второй тип водителей (эгоцентричные люди, диктующие свои правила “игры”);
Третья категория водителей (инертные, негибкие люди, “борцы за справедливость”);
Четвертая группа водителей (лица, находящиеся в состоянии опьянения).

ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ ВОДИТЕЛЕЙ (ЛЮДИ С ВЫСОКОЙ НОРМАТИВНОСТЬЮ ПОВЕДЕНИЯ)

К первой категории “игроков” по нашим наблюдениям относятся счастливые обладатели ряда качеств, которые позволяют считать таких водителей не входящими в группу, составляющую “зону риска” в дорожно-транспортном движении. Достоинство данной личности перед другими – это умение предотвращать перерастание мелких предаварийных ситуаций в серьезные аварии. Это человек с высокой нормативностью поведения. Ему не составляет труда подчиниться, в принципе, закону, а в частности – правилам дорожного движения. Однако, он четко осознает, что нельзя рассчитывать на соблюдение “правил” другими водителями лишь на том основании, что они “сдали экзамен на права”. Такой водитель постоянно учитывает возможные последствия случайного или намеренного нарушения “правил” другими “игроками”, спокойно относится к факту “уступки” дороги, как к одному из реальных правил “игры”. При управлении транспортным средством он всегда ориентирован на здравый смысл, а не на эмоции. Вместе с тем, такой водитель воспринимает незначительные предаварийные ситуации как неотъемлемый атрибут дорожного движения. Он всегда садится за руль готовый к такого рода сюрпризам.
Черты, присущие данным “игрокам” очень знакомы всем – это тщательность, педантичность, точность и пунктуальность в деятельности, умение держать себя в рамках дозволенного, никому не причиняя неудобства и раздражение. Это высокая сознательность, принципиальность в плане достижения цели, адекватная самооценка и трезвая оценки реалий жизни без признаков эмоциональной незрелости - обидчивости, ранимости, сенситивности (высокий порог фрустрации). Таких людей отличает высокая требовательность к себе, обязательность, развитое чувство долга, добросовестность и, самое главное, способность быть участником в групповой “игре” с жесткими правилами и многими участниками с непрогнозируемым поведением (способность к сореализации). Кроме того, такой человек никогда не расслабляется за рулем, довольствуясь большим опытом или занимаемой должностью, не претендует на роль лидера, а ведет себя как “рядовой” и несет ответственность за происходящее на дороге наравне со всеми.

ВТОРОЙ ТИП ВОДИТЕЛЕЙ (ЭГОЦЕНТРИЧНЫЕ ЛЮДИ, ДИКТУЮЩИЕ СВОИ ПРАВИЛА “ИГРЫ”)

Ко второму типу “игроков” относятся эгоцентричные люди, воспринимающие себя “центром вселенной”, диктующие свои правила “игры”, считающие, что общепринятые правила для “примитивов” и “чайников”. Другие участники движения всегда их раздражают. Своим достоинством они считают умение “поймать момент”, обойти всех, хотя бы на метр. Их поведение на дороге продиктовано честолюбием, а не здравым смыслом. При этом они не намерены согласовывать свои действия с этими “неумейками” и “примитивами”. Это связано с тем, что “игроки” этого типа считают унизительным делить лидерство на дороге с “кем-то”. Как правило, такие люди в социальной среде не занимают особых вершин и самореализуются среди “ближайшего окружения”. Ответственность за все происходящее всегда возлагается ими на других участников движения. Водитель такого типа создает предаварийные ситуации и провоцирует других участников движения нарушать правила, чтобы избежать столкновения. При этом такой “игрок” остается безразличным к результатом своих действий, исповедуя принцип “пускай плачут все кто за мной”. Это поведение резко меняется при появлении “арбитра” – сотрудника ГАИ. В этой ситуации водитель, относящийся к данному типу понимает, что “не стоит” демонстрировать перед “арбитром” свою “крутизну”. Но, как только “арбитр” исчезает из поля зрения, он вновь становится “игроком без правил”. Любое наказание со стороны сотрудника ГАИ не воспринимается “игроком” такого типа как замечание, урок или унижение, так как “игра на лезвии ножа, азарт, проигрыш и выигрыш” являются составными его характера. Заметим, что данный водитель сильно не пострадает при “разборках” с “гаишником”, он сумеет “выкрутится”, такой уж у него характер – гибкий, скользкий, дипломатичный. В случае сложного ДТП и при отсутствии свидетелей “игрок” хладнокровно “унесет ноги”, поскольку у него отсутствует чувство сопереживания (эмпатии).
К водителям второй категории могут быть отнесены следующие типы акцентуации (в рамках нормы) характера по К.Леонгарду и А.Личко:
• демонстративный или истероидный
(повышенная способность к вытеснению отрицательных сигналов – переживаний из окружающего мира, демонстративность поведения);
• неустойчивый и неуправляемый
(характерна импульсивность, ослабление контроля над побуждениями, склонность реагировать на эмоцию, без достаточного осмысления ситуации);
• гипертимный или гипертимический
(постоянно повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью; авантюрный, незаторможенный, небрежно относящийся к сигналам опасности, испытывает трудности общения в эмоционально-напряженных ситуациях)
В эту группу так же входят лица злоупотребляющие алкоголем и некоторые формы психопатических личностей.
Тем водителям, которые сталкиваются на дороге с “игроками” второй категории или участвует в разборе ДТП с их участием, можно дать следующие советы:
• воспринимать их как неизбежное “зло” на дороге. Водителям, особенно начинающим, следует всегда быть психологически готовыми к появлению таких “игроков” на дороге и не раздражаться. Лучше спокойно уступить дорогу или притормозить, чтобы этот “раздражитель спокойствия” убрался подальше. Но при этом не стоит успокаиваться, так как есть большая вероятность появления следом другого “раллиста”;
• не вступать в “спор” на дороге пытаясь что-то доказать, потому, что вы проиграете этот спор. Ожидать извинения от водителя второй категории напрасный труд. Не зная заранее тип личности другого водителя, и того обстоятельства “чей” он водитель, “кому служит” Вы можете попасть в неприятную для себя ситуацию;
• сохранять сдержанность, хладнокровность, ориентацию на здравый смысл, а не на эмоции. Это особенно необходимо, так как “игрок” второй группы может своим спокойствием, хладнокровием и “непробиваемостью” довести Вас до эмоционального срыва и, возможно, до рукоприкладства со всеми вытекающими из этого последствиями.
В конечном итоге можно констатировать наличие у водителей второй категории аморального и асоциального оттенка во всем их поведении.

ТРЕТЬЯ КАТЕГОРИЯ ВОДИТЕЛЕЙ (ИНЕРТНЫЕ, НЕГИБКИЕ ЛЮДИ, “БОРЦЫ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ”)

К третьей категории водителей мы относим личности с особенно развитым чувством ответственности, обязательности и высоким уровнем самосознания. Но в отличие от представителей первой, условно выделенной группы водителей, которым также свойственны высокая нормативность поведения, пунктуальность, точность и высокая способность распределять свое внимание, водители данной категории отличаются медлительностью, инертностью и ригидностью психических процессов. Высокой чувствительностью в отношении несправедливости, болезненным самолюбием, прямолинейностью, повышенной обидчивостью. В своем стремлении “делать все по правилам” они проявляю своего рода консерватизм, негибкость. Все это создает им самим лишние трудности на дороге. Ведение “игры” с участниками движения другого темперамента дается им с трудом. Если водитель третей группы допускает ошибку – ему необходимо остановиться, все тщательно обдумать, проанализировать и только после этого он заново начинает движение. Если на это нет времени или возможности, то происшествие приравнивается к личной катастрофе, так как он склонен к аффективной дезорганизации мышления и деятельности, сочетающейся с повышенным уровнем тревоги. Других водителей данной группы, наряду с пунктуальностью, отличает высокая эмоциональность при реакции на нарушение правил “игры” другими водителями. Они считают своей обязанностью выразить свое отношение к такому факту (разными способами, но обязательно агрессивно) даже, если нарушитель давно уехал или перестроился в другой ряд. Это происходит из-за эмоциональной ригидности, “застревании на обиде”, которую “игрок” третей группы будет вынашивать часами, днями и даже месяцами.
Ведущими чертами характера представителей третей группы являются повышенная тревожность, реакции самообвинения в критической ситуации (у одних) или преобладающей агрессивной реакции с ворчанием, оценочными комментариями, нравоучениями и эмоциональными всплесками взрывного характера, т.е. внешнеобвиняющие формы реагирования (у других). При этом отмечается сочетание высокой нормативности поведения с неустойчивостью к стрессу. В принципе, водители этой категории не являются потенциальными нарушителями правил дорожного движения по собственной инициативе. Их медлительная (у одних) или ускоренная (у других) эмоциональная реактивность во время вождения автомобилем вносит дополнительные “коррективы” в общие правила движения (“игры”) в виде негибкости, упрямства, “сопротивления” общему темпу или ритму движения, тем самым, как бы навязывая всем свой ритм. Это стремление находиться в “рамках” правил, с одной стороны, и “заставлять” других следовать своему ритму движения, с другой стороны, создает условия для совершения другими водителями ДТП. По своей структуре “игроки” третьей группы самые уязвимые в плане своей психологической незащищенности. В силу испытываемого страха, растерянности и растянутого во времени состояния стресса у них наблюдается заниженная способность адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Они способны совершать самые невероятные ошибки не в свою пользу как при разборе ДТП, так и при оценке сложности аварии и материального ущерба. В состоянии шока они крайне внушаемы – любая информация доступная сознанию, способная “якобы облегчить” его участь или уменьшить вину, воспринимается моментально, без учета интересов “потерпевшего”. Водителям третьей группы всегда стоит полагаться при разборе ДТП на сотрудников ГАИ, не подписывать никакие документы, внимательно несколько раз не прочитав их.
Вероятность попадания в аварийную ситуацию водителей третьей группы высока из-за их медлительности при принятии решения, проверке и перепроверке своих действий, излишнего беспокойства и суетливости., т.е. “сверхточности”, а также возможной агрессивности.
В данную категорию водителей могут быть отнесены акцентуированные личности следующего типа:
• “сверхточный” или педантичный тип
(характерна инертность психических процессов, добросовестность в деятельности, ответственность, длительное переживание травмирующих событий);
• застревающий или ригидный тип
(основная черта – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей, законопослушность сочетающаяся с обостренным чувством ущербности и как следствие – потребность “защищать свои права”);
• дистимический или астенический тип
(характерна идеомоторная заторможенность, фиксация на мрачных сторонах жизни, сниженное настроение, высокая нормативность поведения);
• тревожно-мнительный или сенситивный тип
(склонность к страхам, повышенная робость, подчиняемость, высокий уровень тревожности, неукоснительное следование морально-этическим нормам).
В эту категорию входят некоторые психопатические личности (эпилептоидного, психостенического и параноидного круга).
Если Вас жизнь “столкнула” с таким водителем и Вы виноваты в произошедшем ДТП, то советуем Вам:
• смиритесь, не “исстрачивайте” свои нервные клетки, но обязательно проследите, чтобы не было “излишества” при регистрации претензий материального ущерба;
• постарайтесь в максимально короткие сроки возместить ущерб, иначе, Вы рискуете (при длительном раскачивании) получить еще и иск по возмещению морального ущерба. Чем больше времени для обдумывания и консультаций получит Ваш оппонент, тем больше будет расти его “аппетит” по возмещению Вами ущерба.
Обратите внимание, что качества характера “борца за справедливость” водителя третьей группы в сочетании педантичностью, скрупулезностью и жаждой мести позволяют ему без особого труда ходить по множеству инстанций и добиваться решения вопроса “по закону” с максимальными выгодами для себя.

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА ВОДИТЕЛЕЙ (ЛИЦА, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ)

Четвертую группу лиц, условно нами выделенную, представители которой также могут находиться за рулем автомобиля - это лица с разной типологией характера, но в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, к которым не применимы для классификации наши ключевые критерии - уровень нормативности поведения и уровень эмоциональной реактивности на стресс или стрессовоустойчивость. Эти качества уже сомнительны и их роль “выполняют”, не поддающиеся прогнозу реакции “затуманенного” сознания. К сожалению, но приходится с этим считаться и водители должны плюсовать к правилам, осложняющим “игру”, еще один элемент. Полезно быть готовым к экстренным мерам при виде необычного поведения автомобиля (само собой водителя автомобиля).
Рекомендации для тех, кто имел несчастье пострадать в результате ДТП по вине горе-водителя, находящегося в состоянии опьянения:
• если позволяет состояние здоровья, проследить, чтобы горе-водитель не исчез с места происшествия до приезда представителей ГАИ, надеясь, что он не бросит свой автомобиль, не исключено, что автомобиль может быть угнанным или чужим;
• ни в коем случае не говорить с ним в повышенных тонах, наоборот, стараться заговорить его, тем самым, препятствуя каким-либо непредсказуемым его намерениям (позвонить по мобильному телефону, остановить попутный автомобиль, якобы для оказания помощи и др.), особенно если на месте аварии нет очевидцев, поскольку он может вызвать “подмогу” и неизвестно “кого” и с какой целью;
• стараться не поворачиваться к нему спиной, держать его в поле своего зрения постоянно, насторожиться, если он “закопается” в багажнике или в салоне авто, он может достать что угодно (инструмент, оружие, бутылку...), трудно предугадать, на что может решиться одурманенный человек, но нужно стараться предотвратить агрессивную реакцию. Следует напомнить, что агрессивность больше свойственно лицам в алкогольном опьянении, чем наркотическом. У наркоманов агрессивность выражена как раз в ситуации отсутствия “дозы”;
• под любым предлогом не называть ему свой адрес, фамилию (он и так эти данные узнает, но официально) до прибытия представителей ГИБДД.
 

23
У меня такой вариант - ученик, стритсракер, водитель КАМАЗА, таксист- бомбила, опытный водитель, блондинко, гаишник, маршрутчик.
27
Еще есть водители пофигисты и фаталисты. Пофигист не меняется в лице, если чуть не сбил пешехода, животное, либо чуть не снёс торговый киоск. Такой водитель даже не меняется в лице ... Показать больше...
26
А я отношусь к категории Трусиха))), выучилась на права, сдала с первого раза, а сейчас жутко боюсь машину, что делать, как себя побороть не знаю, боюсь и все.
16
Интересная подборка.Но упущена одна категория "новичок" или "чайник". В силу своей неопытности на дороге может легко совмещать любые черты и отдельные признаки из вашего перечня, меняя их на ходу. А ... Показать больше...
13
5
Ух ты, каких только оказывается нет. Я отношусь к прижимщику, но я к правой стороне сама прижимаюсь, так как начинающий водила
12
михэля, У меня не было таких проблем,может потому что отец чуть ли не с пелёнок учил водить машину.Права получила в восемнадцать,через пару лет прошла курсы экстремального вождения,за рулем уже ... Показать больше...
10
Еще есть водители - убийцы, которые на спор сбивают животных за городом. В основном, этим развлекаются так называемые мажоры. У них есть между собой расценки либо в денежном эквиваленте, либо ... Показать больше...
9
Начиталась здесь про эту квалификацию водителей и поняла, что лучше так и быть пассажиром, не садясь за руль, так как правило - не Ты, так Тебя - на дороге остается ... Показать больше...
7
Водитель-от Бога,водитель-ну с Богом и водитель-не дай Бог! ... Показать больше...
6
Классифицирую по степени опасности Маршрутчик (подобно дикому льву пробирается в потоке машин) Бомбила, ну или таксист (схож по нраву с первым, но ведёт себя более осторожно) Чайник/блонди/обезьяна с гранатой ... Показать больше...